Шутеры
Шутеры — жанр компьютерных игр, который входит в число киберспортивных дисциплин, изначально жанр был назван «стрелялкой».
Обычно в шутерах во время игры по центру экрана в шутере изображается «прицел», имеющий вид от простой точки до массивного изощрённого рисунка. Существуют также шутеры, в которых прицел отсутствует, а прицеливание производится с помощью мушки оружия. Игрок наводит прицел на врага и нажимает клавишу атаки. В зависимости от точности игрока, разброса и эффективности оружия, враг может быть ранен, убит, либо нетронут. Иногда ранения сказываются на дальнейшей способности врага к определённым действиям, но обычно учитываются просто как уменьшение «счётчика здоровья». Канонический шутер имеет «панель здоровья» — небольшой индикатор на экране, отображающий общее количество «жизней» у персонажа, и их оставшееся количестве. По истечении всего здоровья герой умирает с возможностью возродиться в определённой точке и времени игрового пространства, обычно в начале уровня.
Есть два основных вида шутеров: шутеры от первого лица и шутеры от третьего лица. В первом случае игрок наблюдает за происходящим «из глаз» и может покидать тело персонажа только в момент внутриигровых заставок. Авторы используют этот метод, чтобы заставить игрока ассоциировать себя с героем. Соответственно, при игре от третьего лица игрок видит перед собой спину персонажа и контролирует его как обособленного героя.
Шутеры бывают однопользовательские, в них в игровом процессе участвует один человек, а все другие персонажи управляются компьютером. Также есть многопользовательские шутеры, где игроки совместно проходят игру, подобно однопользовательскому режиму, или соревнуются между собой.
Шутеры предлагают игрокам возможность убийства внутриигровых персонажей, часто являющихся людьми. Это вызывает критику со стороны общества. Некоторые исследователи склонны винить игры в детской жестокости. Однако есть аналитики, которые высказываются о том, что шутеры несправедливо обвинять в агрессивном поведении людей, так как эти игры не призывают совершать насильственные действия. У разработчиков шутеров нет цели моделировать убийство, и действие большинства игр происходит не в реальности, а в вымышленном мире или будущем. Защитники шутеров также ссылаются на исследования, где доказывается польза подобных игр. Кооперативные шутеры полезны, так как благодаря взаимодействию игроков уменьшается их уровень агрессии и развиваются социальные навыки.